Существует ли универсальная формула успеха? Какие стереотипы препятствуют достижению целей? Может ли семья стать опорой на пути успешной карьеры? Все это мы обсудим в нашем интервью.
Как это быть президентом крупной компании во время войны?
Скажу откровенно: это очень тяжело. В ЭКО МАРКЕТ работают около 3 тысяч человек, за судьбу которых я несу ответственность. Каждое мое решение так или иначе влияет на компанию, а значит и на всех работников. Я постоянно вовлечена во все стратегические процессы, все время прорабатываю в голове все возможные варианты развития событий – блекауты, обстрелы, ситуацию с блокадой на границах. Ведь на каждый из них у компании должен быть четкий план действий.
Это очень истощает. Если до вторжения работа занимала большую часть моей жизни, то теперь это где-то 90%. Я просыпаюсь с мыслями о компании, завтракаю с ними, по дороге в офис занимаюсь рабочими вопросами. Я бы и во сне работала, если бы это было возможно (смеется).
Я знала, на что шла. Даже в мирное время это очень ответственная должность. Но таков я уже человек: жизнь без вызовов – не про мне.
Удается ли с таким насыщенным расписанием находить время для себя и для семьи?
Так. Не скажу, что с моим графиком это легкая задача. Каждый вечер, каким бы ни был тяжелым день, я уделяю детям. Плюс – у нас есть воскресно-диванный день: мы можем даже не покидать квартиру, просто смотреть сериалы и общаться.
У меня были периоды, когда приходилось выбирать между семьей и карьерой. И как бы это ни парадоксально ни звучало, ради семьи я выбирала карьеру. Ведь в этом видела способ сделать жизнь моих детей лучше – каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был обеспечен всем. Также дважды в год я обязательно провожу свои отпуска вместе с ними.
За эти почти два года полномасштабной войны, что было для вас самым трудным?
К моменту начала полномасштабного вторжения я пробыла в должности президента ЭКО МАРКЕТ чуть больше года. И как руководитель я не могла позволить себе слабость, не имела права на ошибку – коллеги, работники смотрели на меня, ждали, что будет дальше.
Первый год в новой должности всегда немного турбулентный – ты меняешь много процессов, обновляешь структуру департаментов и топ-менеджмент. Мы как раз завершили большой аудит, начали оптимизировать и автоматизировать процессы. И тут бац – начинается полномасштабное вторжение.
Хорошо помню, как звонила топ-менеджерам компании, чтобы уточнить, кто, где и как. Это были мои люди и они меня не подвели – все остались в Украине и решили работать, пока это будет физически возможно. Я очень благодарна каждому из них. И всей команде ЭКО МАРКЕТ, всем нашим оставшимся с компанией сотрудникам в тот непростой момент.
Первое, что мы начали делать, – это налаживать связь и логистику с магазинами и работниками. Многие наши маркеты были в городах, где наступал враг: Чернигов, Буча, Ирпень, Херсон… И это не полный перечень. Поэтому мы делали все, чтобы обезопасить работников, предлагали помощь с переездом.
Затем начали налаживать ситуацию с импортными продуктами. Здесь сильно помогли дружеские контакты с прошлой работой. Через месяц мы восполнили все потребности. И это при том, что до этого у нас не было контрактов с поставщиками, импортировавшими товар в таких масштабах.
Как вы стали президентом ЭКО МАРКЕТ?
До этого я почти 20 лет работала в сфере коммерческих продаж одной из крупных украинских компаний. Сначала – в коммерческом отделе как специалист, затем постепенно двигалась вперед – руководитель отдела, департамента, коммерческий директор по импорту.
Когда мне предложили возглавить ЭКО МАРКЕТ в сентябре 2021 года, я с радостью отозвалась на предложение. Я всегда любила вызовы и мне было приятно возглавить отдельную компанию.
Вы долго к этому шли? Были ли периоды, когда приходилось чем-нибудь жертвовать?
Да, это был довольно тернистый путь. Помню, как студенткой ХНУРЭ (Харьковского университета радиоэлектроники и компьютерных наук) решила пойти работать. Уже тогда я поняла, что хочу сама распоряжаться своей жизнью. А для самостоятельности всегда требуются средства.
Было это в начале 2000-х, не самая лучшая экономическая ситуация в стране. Помню, как отец говорил, что женщин-руководителей почти нет и бизнес это для мужчин. Для женщины на первом месте всегда должен быть мужчина и дети. Тогда были такие стереотипы. Я это категорически не воспринимала. При всем уважении к отцу. Так что я одолжила деньги у подруги и устроилась на свою первую работу. Платили мне не то чтобы много, но для меня важнее был сам факт, что я зарабатываю.
И уже в первую неделю на работе я сломала один каблук на туфлях. Денег брать негде – до аванса еще долго, одалживать тоже не у кого, а на работу ходить нужно. Придя домой, я взяла пилу для металла и срезала второй. Так я и проходила до аванса. Родителям тогда я не рассказывала об этом, но отец и так знал – он каждый день звонил по телефону моей соседке, расспрашивал обо мне. Но так, чтобы самому не вмешиваться. Хотел посмотреть, действительно ли я со всем справлюсь сама.
И вот на третий месяц я приезжаю домой – купила продуктов, фруктов. Меня очень тепло встретили. И после этого отец никогда не говорил мне, что делать и как жить. Мог посоветовать, попросить, но не указывать.
Я очень хорошо понимала своего отца – в 90-х он тянул большую семью: дети, родители. Постоянно работал, у него никогда не было выходных. И он всегда волновался за своих троих дочерей, которых хотел уберечь от всех проблем.
Когда я заканчивала университет, у меня появилась возможность поехать в Киев строить карьеру. Не колеблясь, я решила переехать в столицу. И даже когда родилась дочь, отец поддержал меня в этом решении. Оставив ребенка с родителями в Харькове, я вернулась работать в Киев
В Киеве я принималась за любую работу в компании. Когда видела возможность сделать больше – не раздумывая, бралась за работу. Это также видело руководство, поэтому я довольно быстро продвигалась по карьерной лестнице и в 25 лет возглавила коммерческий отдел. Тогда я сумела забрать дочь к себе.
Мы всегда были опорой друг другу. Часто случалось так, особенно в начале карьеры, что я работала шесть дней в неделю и не могла уделить ей много времени. Она, хоть и была маленькой, но уже понимала, что все это я делаю ради нее. Представьте, ей всего 5 лет, а она уже убирает, моет посуду. И это не из-под палки или как-то еще, а самостоятельно. Меня это очень сильно мотивировало.
Учитывая ваш опыт, какие советы вы могли бы дать женщинам, которые хотят сфокусироваться на карьере?
Никогда не забывайте о семье. Какой бы усталой ни были после работы, но дома уделяйте время общению с близкими. Выслушайте их, расспросите, как прошел день.
Если хотите добиться высот в чем-то – спросите себя, готовы ли уделить этому делу всю себя. Вы должны гореть этим, всегда быть лучше, номером один в своей сфере. Без этой страсти не стоит даже начинать.
Делегируйте обязанности – как по работе, так и по домашним делам. Если есть дети – учите их помогать вам, не тяните все на себе. А когда сможете себе позволить нанять домашнюю помощницу, не бойтесь этого делать. Тоже касается и личных помощников по работе. Они дадут вам драгоценное время, которое вы сможете потратить с большей пользой.
Что помогает вам находиться в ресурсе?
В первую очередь мои оптимизм и упрямство. Я всегда знаю, что из любой ситуации есть выход. Даже в темной комнате без окон и дверей я найду маленькую трещинку, которую буду долбить до тех пор, пока не сделаю из нее проход. Я буду перебирать тысячи вариантов, пока не найду тот, который сработает.
Еще одна опора – это мои дети. Ради них я каждый день становлюсь лучшей версией себя. А по мелочам – музыка, книги, планирование (для меня это как медитация). Всегда можно найти какой-то положительный момент, который станет фундаментом для чего-то большего.