Сегодня многие авиакомпании, включая наши, украинские, начинают активно собирать данные на каждого пассажира. Одни делают это на этапе регистрации, другие еще раньше – на этапе бронирования билета. При этом инициаторами создания таких «досье» на каждого клиента являются вовсе не сами перевозчики, они просто следуют международным правилам.
Дело в том, что в наше неспокойное время озабоченные вопросами безопасности миграционные службы очень заинтересованы заранее получить – и 10 раз перепроверить – личную информацию о путешественниках: их имена, фамилии, номера, даты выдачи и срок действия паспортов, информацию о визе, контактные телефоны и адреса.
Понятно, что наличие такой информации значительно облегчает работу отвечающих за авиационную безопасность служб… Но это их забота, а мы лучше поговорим о том, что заполнение такого «досье» дает нам, пассажирам. Оказывается, все просто: больше удобства и возможностей, а также экономию времени, нервов и даже денег.
Во-первых, поделившись с авиакомпанией своими личными данными, пассажир может сам выбрать наиболее удобный для него способ регистрации на рейс. Здесь есть несколько вариантов:
а) самостоятельный чек-ин, когда за 48–2 часа до вылета можно зайти на сайт перевозчика, указать маршрут и дату перелета, ввести свои личные данные и уже через несколько минут получить электронный вариант пропуска на борт. Если же вы указали свои данные на этапе бронировки, они высветятся автоматически, и вся процедура займет буквально пару минут. Наградой за инициативу станет возможность выбрать понравившиеся места в салоне, усадить рядом попутчиков (или, наоборот, отправить их в «ссылку» – в другой конец салона :)).
б) автоматический чек-ин, когда за 12–2 часа до вылета всех «ленивых» пассажиров, не нашедших нескольких минут для удаленной регистрации, умная система регистрирует автоматически. В этом случае никаких действий с вашей стороны не требуется – система сама выберет место в салоне и отправит посадочный на электронный адрес (если, конечно, вы его указали правильно). Подходит этот вариант тем, кто не хочет тратить время на онлайн чек-ин (или боится сделать что-то не так) и при этом не имеет каких-то предпочтений по части места. Сидеть в последнем ряду – не проблема, в проходе – да ради Бога!
в) традиционный чек-ин в аэропорту за 120–40 минут до вылета. В этом случае надо приехать в аэропорт заранее и честно отстоять очередь к стойке регистрации (случается, что длинную и утомительную с орущими над ухом шумными компаниями, вьющимися под ногами детьми и лезущими на голову неугомонными мамочками с младенцами). Тут, помимо психологического, есть еще одно неудобство – весьма ограниченный выбор свободных мест. Соответственно, велик шанс оказаться на борту в опасной близости к той самой компании или, скажем, сверхобщительной бабушке, летящей впервые, а потому крайне любопытной и словоохотливой.
Давайте начистоту: какой вариант вы предпочтете? Конечно, «удаленный». Кому же охота стоять в очереди, нервничать, а зачастую еще и платить за это сомнительное удовольствие! Учтите: сегодня авиакомпании все чаще берут с пассажиров, не зарегистрировавшихся онлайн, достаточно солидную сумму – в среднем от 30 до 70 евро. Зачем платить лишнее, если можно пользоваться преимуществами новых технологий, да еще и абсолютно бесплатно?!
И еще. Помните, что, не оставив свой номер телефона или адрес электронной почты (разумеется, речь идет о личных, а не о корпоративных контактах), вы «сжигаете мосты» и не оставляете авиакомпании шансов связаться с вами в случае необходимости. Рейс задержан или отменен? Открыта онлайн-регистрация? Сменен аэропорт прилета (и такое бывает)? Согласитесь, о таких вещах хорошо бы узнать заранее, а не уже в аэропорту. Делайте выводы. Всегда указывайте надежный канал связи: актуальный TravelSim или подключенный к роумингу украинский номер, аккаунт Skype, WhatsApp или Viber. Подойдет даже страница в Facebook, лишь бы у вас были возможность и желание проверять ее пару раз в сутки.
А вообще, паспортные и контактные данные – ничтожная плата за удобство, комфорт и легкость, без которых даже самое долгожданное путешествие из приключения превращается в испытание.