Накануне выхода на большие экраны киноверсии мюзикла «МУР. Ты [Романтика] в кино» мы поговорили с Александром о новом фильме, украинской культуре, важности защиты собственного культурного наследия и личном балансе жизни.
— Почему вас так заинтересовало именно Расстрелянное возрождение?
После выхода «Ты [Романтика]» многие начали говорить, что Расстрелянное возрождение вернулось, и это стало своего рода заголовком. Для нас самих, в свою очередь, это было определенной сублимацией боли — в том смысле, что враг один и тот же. А многие украинцы до 24 февраля 2022 года, в том числе и я сам, не понимали, что эта борьба циклична, что нужно максимально дистанцироваться от России и русского мира. Поэтому история «Ты [Романтика]», история о том, как Россия сто лет назад уничтожала представителей нашей интеллигенции, должна вдохновлять на мысль, что даже когда все это закончится и наступит, если наступит, мир, о котором все мечтают и говорят, не стоит возвращаться, не стоит давать даже шанса русскому контексту. Потому что для Украины, украинского творчества и украинской интеллигенции это всегда заканчивается одинаково.
— Почему появился формат фильма? Чья это была идея?
Это была моя идея. Это формат special. Киноспешл, который часто снимают на Западе, а у нас почему-то нет. Это не просто запись спектакля на три камеры и штативы.
Почему его назвали special? Это что-то особенное. Ведь это особый подход к съемке: спектакль снимают много раз, бывают моменты, когда оператора пускают на сцену, выбирают, как именно представить и снять материал, чтобы он визуально поражал и работал. Добавляются определенные звуковые эффекты, которые на сцене воспринимались бы странно, а в киноверсии — работают. Так что это не просто запись спектакля, а подготовка и создание особенного кино.
Зачем это сделано? На Западе уже давно снимают спектакли, бродвейские мюзиклы, концерты, стендапы, различные постановки. Мы во всем мире вдохновляемся западной культурой: постановками театра «Глобус», спектаклями Бродвея, офф-Бродвея, спешлами различных американских и британских комиков, европейскими показами, моноспектаклями. Все эти произведения остаются в истории благодаря качественным записям, которые интересно смотреть, в которые можно влюбиться и понять их даже на расстоянии. У нас так не принято, а украинское искусство во время войны — это невероятно мощно и интересно. Было бы очень жаль, если бы эта традиция не стала для нас привычной. Поэтому мы делаем первый шаг.
А дальше все зависит от зрителя: будет ли он ходить в кино, поймут ли другие театры, что это круто, выгодно и нужно — снимать спектакли и оставлять их в истории.
— Альбомы, спектакли, премия, теперь фильм — как вам на все хватает? Как находите work-life balance?
Как найти work-life balance? Никак! У нас нет work-life баланса. Это интервью мы записываем с вами в студии, где я провел последние три ночи и буду спать сегодня. Точно так же, как и Виктор Ткаченко, который в соседней комнате пишет музыку для нового спектакля и тоже спит на красном диване рядом с микрофоном и комплектом гитар, необходимых для записи. Нам просто повезло, что мы все дружим, мы одна компания, у нас почти нет людей, с которыми мы не видимся из-за работы, потому что в нашей работе — те, с кем ты и так хотел бы видеться.
Например, моя партнерша София, моя невеста, работает художницей-постановщицей. Она была художницей-постановщицей и в кино, и в клипах, и в спектакле. И благодаря тому, что она в этой сфере, прекрасно понимает, что такое творчество и как важно работать, когда есть вдохновение. Поэтому у нас нет work-life баланса.
Есть очень точная фраза о творческой сфере: «Я не хотел работать с 9 до 7, поэтому теперь я работаю 24/7». Это про нас.
— Были ли какие-то неожиданные реакции зрителей и слушателей на ваши произведения? Что запомнилось, удивило?
Запомнилось кое-что неожиданное. Есть такой журнал — «Український тиждень». Они посмотрели спектакль «Ты [Романтика]» и написали о нем статью под заголовком «Репетиция поражения». В статье не было негативного отношения к спектаклю, к тому, что что-то не работает. Они оценили творческий вклад, но их очень беспокоили месседжи. Дескать, создается ощущение, что авторы спектакля готовят нас к тому, что мы должны смириться с поражением.
Это было очень интересно и искренне. Многие из нашей фан-базы посмотрели эту статью и решили, что журнал ничего не понимает. Но мы на самом деле писали спектакль в очень депрессивном состоянии, думая, что война закончится гораздо хуже. И поэтому журнал, выходит, понял, в каком состоянии и через что создавался «Ты [Романтика]».
Так что можно сказать, что «Ты [Романтика]» — это репетиция поражения, но скорее, знаете, это демонстрация: что будет, если смириться и не бороться. И, поскольку его увидело много людей, хочется верить, что это, наоборот, вдохновило их, несмотря ни на что, не сдаваться этому русскому миру.
— Какие планы после темы Расстрелянного возрождения? Будете ли продолжать популяризировать украинское культурное наследие?
Я не могу вам сказать — это секрет. Но могу заверить, что следующий спектакль, наш следующий мюзикл, будет посвящен украинской истории. Так что ждите — он выйдет совсем скоро, в 2025 году.
Фото: пресс-служба