Федор Бондарчук: "Кризис породит новый кинематограф"

Федор Бондарчук: Кризис породит новый кинематограф.
В кинотеатре "Украина" прошла пресс-конференция, посвященная украинской премьере фильма "Обитаемый остров", где присутствовали режиссер фильма Федор Бондарчук, продюсер Александр Роднянский, сценаристы Сергей и Марина Дяченко, а также исполнитель одной из главных ролей Алексей Серебряков. Самые любопытные моменты этой конференции мы и предоставляем вашему вниманию.

 

Вопрос режиссеру: "Вот уже второй фильм подряд женщина у вас представляется вскользь, небрежно… Вы не любите романтические фильмы, вам неинтересно снимать о любви мужчины и женщины?"

Федор Бондарчук: По отношению к роману, линия Рады в картине усилена. В том числе и для объяснения мотивации героя, который старается изменить мир, потому что коммунистическая мотивация, представленная Стругацкими, для современного зрителя не столь убедительна. Фильм жёсток, но… я – такой режиссер, какой есть.
Творческий человек чувствует себя в России свободным, потому что есть Интернет – та платформа, где не существует цензуры. А ведь есть страны, где Интернет строго контролируется. А после 12 ночи у нас крутят такие фильмы, которые в других странах по эфирному ТВ вовсе крутить бы не стали.
Угроза тоталитаризма всегда актуальна, и проблемы, поднятые в фильме, могут относиться к любому большому государству – в том числе и к Украине. В общем, говорить, что мы снимали кино про современную Россию, не совсем корректно.

Роднянский о глобальном экономическом кризисе: Кризис имеет свои позитивные стороны. В последнее время мы утратили ощущение действительности в кино. Появлялось по 200 фильмов в год, снятых непрофессионалами для того, чтобы потешить своё эго. Кризис – это холодный душ, который сохранит в индустрии профессионалов. Проблем денег никогда не было, главная проблема всегда с идеями. Покажите мне качественные идеи, которые не были реализованы – я буду вам благодарен. Происходило наоборот: снималось и показывалось то, что вообще не должно было попадать в эфир или на большой экран. Должна быть внутренняя жесткая профессиональная система отбора.

Вопрос режиссеру – "Качественный фильм – это залог успеха для массового зрителя, или Вы не считаете «Обитаемый остров» массовым фильмом?"

Федор Бондарчук: Если учесть кассу первой части фильма, собравшей в прокате около 700 миллионов рублей, что удавалось лишь нескольким фильмам в новой истории российского кино, то можно сказать, что этот фильм успешен у массового зрителя. При том, что нас сильно подкосил Интернет – на третий день проката в Сети было уже 1000100 скачиваний. Да, можно сказать, что «Обитаемый остров» - это большое зрительское кино… Но сложное, несмотря на то, что его целевая аудитория начинается с 12 лет. Я общался с детьми знакомых – у них отношение к фильму иное, чем у взрослых.

Сергей Дяченко о продюсерах: Продюсеры есть разные. И обычно у публики складывается ощущение, что продюсер занимается только финансами. Мы имеем дело с Роднянским и Мелькумовым, которые являются креативными продюсерами. Эти люди прекрасно знают литературную ткань, которые хорошо знакомы с этим жанром… с ними легко работать, книга приобретает новое качество в обсуждении. Режиссер – Федор Бондарчук – по своей профессии обязан видеть картинку, но интересно и с продюсерами вступать в креативную связь. В моем кинематографическом опыте это произошло впервые.


Бондарчук о молодых звездах "Обитаемого Острова": Исполнитель главной роли Степанов только поступил в театральное училище, и на момент начала съемок не проучилася там ни дня. Петя Федоров уже закончил училище, не распределился в театр, и видит себя только в кинематографе. На Федорова у меня есть планы – он будет играть Онегина в моем фильме (не поддерживаемом Роднянским) «Евгений Онегин». У Пети Федорова большие планы креативного кинематографиста – я еще не представляю, во что они выльются в новом российском кинематографе… А он, в связи с кризисом, точно возникнет. Ибо молодые, талантливые, мобильные, не нуждающиеся в дорогих кинокамерах, не брезгующие бесплатным прокатом в сети люди – они будут сейчас управлять кинематографом. Сеть выкинет бесталанных, и возвысит в одно мгновение талантливых. Петя Федоров чувствует время, он очень гибок, и как актера я его буду иметь ввиду всегда. 
Юлия Снигирь бросила обучение на третьем курсе, являясь звездой курса и играя во всех спектаклях. В какой-то момент она поняла, что театр – это не ее, и теперь она не знает, будет ли актрисой вообще. Мы с Роднянским с ней об этом поговорили, и – вы знаете – у нее действительно есть серьезная мотивация на такой поступок… Но это ее история, и, может быть, она сама ее когда-нибудь расскажет.

Вопрос к сценаристам- "В фильме очень много героев, от которых женщинам тяжело оторвать взгляд, которые завораживают. Сталкивались ли вы с тем, что после просмотра картины зрители-мужчины начинают ревновать своих женщин к героям? "

Сергей Дяченко: Да, приходится быть более чувственным и внимательным(целует Марину). Мы подружились с Васей Степановым – это удивительно чистый и неиспорченный человек, попадание в образ Мак Сима удивительное, и также считает Борис Стругацкий. Он порядочный, он «нормальный мужик».
Марина Льяченко: Борис Стругацкий отреагировал неожиданно благосклонно. Он написал нам «Ребятки, спасибо за сценарий – получилось, и недурно!», что в устах такого, в общем-то не комплиментарного и немногословного человека, звучит как огромная похвала. Она хвалил фильм, и говорил, что это, наверное, лучшая экранизация Стругацких.

Федор Бондарчук о сотрудничестве с украинцами: «Девятую роту» и «Остров» я снимал с украинской группой. Как вы знаете, у вас есть замечательные разработки в области операторских технологий, подобных которым нет в мире, и операторы, которые умеют с ними достойно управляться. Лучших операторов я не видел, в России таких нет. В картине было очень много украинского персонала.
С массовкой было очень сложно из-за пика периода отпусков. Предлагаешь человеку сняться, называешь цену, он отвечает – «Ты с ума сошел, я на кукурузе больше заработаю». Поэтому, если присмотреться к массовке, вы заметите, что сарраканцы у нас получились слегка татаромонгольскими. В Крыму есть всё, что нужно – леса, степи горы… Всё, кроме возможности нормально снимать.

Вопрос сценаристам: - "В книге было две правды – правда Странника и правда Мак Сима. А в фильме акцент смещен в сторону молодого революционера – в завершении он стоит в гордой позе и обнимает любимую девушку.  Почему так?"

Марина Дяченко: В реальности правд всё-таки две. И множествозрителей считают, что победил все-таки Странник, Сикорский. Да, он не обнимает девушку, и выглядит, сидя в углу, не так презентабельно, однако его правда осталась за ним. Сейчас начинаются серьезные дискуссии между поклонниками фильма по этому поводу.
Федор Бондарчук: Абсолютно права Марина. После московских показов начались бурные обсуждения этого вопроса – в том числе и среди знатоков Стругацких. Я считаю что Максим после событий фильма не улетит на Землю, но я не знаю и того, что с ним дальше будет. Когда я говорю, что он превратится в Великого Отца, мне отвечают «Ты что!»… Но я не исключаю эту возможность. 
Сергей Дяченко: Секрет сюжета Стругацких – в неразрешимости тех этических дилемм, которые он ставит. Здесь есть третий вариант: никто не победил – ни Странник, ни Максим. Эта финальная ухмылка Странника, переходящая в улыбку симпатии, одобрения и понимания, дорогого стоит. Это феноменальный кадр. Для меня это – знаковый акцент картины.. Но победителей нет, и как быть в такой ситуации, никто не знает. В этом величие картины. Каждый для себя должен придумать способ выхода из этой ситуации.

Вопрос режиссеру: "Какова судьба крымского заповедника, по слухам, сильно пострадавшего от съемок?"

Федор Бондарчук: Чтобы поставить точку в этом деле, нужно, чтобы хотя бы один вменяемый журналист туда просто доехал. Когда вы проедете по лесу нефтяных качалок и буровых скважин, изобилующих в этом заповеднике – вы многое поймете. Были разговоры из разряда «Где вы снимаете? Нам бурить тут нужно!»… Хотя нескольких ужиков мы обидели, признаюсь. Раздутая в общем история. 

Федор Бондарчук о гонорарах: Серебряков получал в разы больше, чем молодые актеры. Но меньше, чем Бондарчук, на один рубль. Молодые актеры получили хорошие деньги – но как молодые актеры. Вы посмотрите, сколько получали за свои первые картины американские звезды. Столько же, сколько Серебряков, уверяю вас.

Роднянский о творческом подходе: Я всегда был сосредоточен на творческой стороне проекта. Когда она доминирует – мне интересно. Когда это превращается в «сегмент потребительского рынка» - мне не капли не интересно. Я лично считаю, при естественной тенденции увеличения телевизионных каналов, что тот, кто владеет контентом – тот король. Поэтому я безусловно концентрируюсь на том, что называется производством контента.


Серебрянский о новом опыте: Забавно и интересно сниматься с учетом того, что ты не знаешь, что получится в итоге. Есть только зеленый фон, и ты совершенно не предполагаешь, что тебя будет окружать после обработки кадра. Это интригует, поскольку ждать результата приходится достаточно долго.
У меня не было необходимости предлагать свои идеи режиссеру, поскольку я изначально доверился чутью Федора Сергеевича, и безо всякого дискомфорта выполнял его указания и просьбы. Я безропотно выполнял все, и об этом  нисколько не жалею.

Роднянский о прокатных успехах первого фильма на территории Украины: Мы получили хорошие показатели, которые могли бы быть лучше. Но премьера совпала с резкой девальвацией гривни. То есть в гривнях мы получили те сборы, на которые надеялись – в долларах, конечно, несколько меньше. Но с этим фильмом у нас никогда не было иллюзий. Мы делали его сознательно сложным, и на немедленный финансовый спех не рассчитывали, сразу настраиваясь на то, что основном спехом будет долгая жизнь этой картины. Нам пришлось практически с нуля развивать жанр фантастики в российском кинематографе. Были замечательные фильмы Данелии, Тарковского… но все-таки это была не чистая фантастика.
Я не надеялся разбогатеть на фильме «Обитаемый остров». Я сразу сказал, что на постсоветском пространстве подобного рода картины – очень сложный фокус, их делают больные идеями люди. Эта картина стала нашим большим мужским вызовом. Она имеет все шансы на большой успех, но мы не расстроимся, если она себя будет окупать не один год, а, скажем, пять

Голландия - тюльпановый рай Европы.
Предыдущий материал
Голландия - тюльпановый рай Европы
Брэд Питт красавчег
Следующий материал
Брэд Питт выступает за легализацию марихуаны!
Новости партнеров